Среди множества украшений ритуальных и семейных праздников и торжеств, символических подношений, наверное, первое место принадлежит яйцу. Особенно, если говорить о Пасхе - светлом Христовом Воскресенье. Хрустальные, фарфоровые, изготовленные из драгоценных металлов и поделочных камней, выточенные из древа, сделанные из папье-маше и шоколада - все они уступают в популярности первозданному куриному яйцу. На Руси, как и во всем славянском мире, исстари принято встречать приход весны украшенными собственноручно яйцами. Расписывая их, женщина связывала с этим свои надежды и пожеланиия, которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались орнаменты, наполненные заветным смыслом, который, считалось, может повлиять на благоденствие семьи и близких, и на поведение природы, на исполнение сокровенных чаяний. Удивительны законы, по которым расписывалось яйцо, как не менее удивительна, выражаясь современным языком, и технология его росписи. Эти расписанные с соблюдением особых правил и обычаев по установившимся орнаментам яйца и получили название писанки. В узоре писанки нет ничего случайного, хотя он и позволяет проявить творческое начало создателя этого красочного заветного яйца. Заветного потому - что, кроме тепла рук и сердца своей создательницы, оно несет добро дому, семье, отдельному человеку, которому попадает, хранит и оберегает их от зол, приносит счастье и покой семье, детям и близким. Автор этой книги - профессиональный режиссер, многие годы она посвятила поискам альтернативы массовой культуре, драматургии и режиссуре народного праздника. Писанка — главный атрибут всех праздников, которые приходятся на весну. Она позволяет сделать каждого участником праздничного действа. Это натолкнуло Зинаиду Николаевну Иваницкую на исследование методики обрядовой росписи куриного яйца. Ей удалось раскрыть секреты орнаментов писанок, которые долгие годы были загадкой для ученых. Родилась Зинаида Николаевна на Буковине, где традиция писанки никогда не знала упадка. Мастерство обрядовой росписи яйца в ее семье передавалось из поколения в поколение. В научных целях Зинаиде Николаевне пришлось реконструировать своими руками тысячи писанок конца XIX - начала XX века. |