Глухенькая В.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ
ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Статья посвящена необходимости создания теоретико-методической модели управления информационными ресурсами, методах и способах взаимодействия между структурными подразделениями университетской библиотеки при их формировании и использовании. В качестве примера приводится краткое описание функциональных возможностей АРМа "Книгообеспечение". Доповідь висвітлює необхідність створення теорепшко-мепюдичної моделі управління інформаційними ресурсами, методами та способами взаємодії мЬк стркутурними підрозділами університетської бібілотеки при їх формуванні та використанні. Наводиться короткий опис функціональних можливостей АРМа "Книгозабезпеченність" The article is devoted to necessity of creation methodical model management of information resources, methods and ways of interaction between structural divisions of university library at their formation and use. The brief description functioning of the program " Satisfaction by the literature of educational process " is resulted. Современный этап развития библиотеки университета характеризуется целенапрвленным внедрением информационных технологий в науке и высшей школе. Информатизация библиотеки становится одним из приоритетных направлений усовершенствования деятельности университета. Результатом этого процесса служит автоматизация технологических процессов, пополнение информационных ресурсов библиотек документами на новых носителях, формирование электронных библиотек, активное использование возможностей Интернет в информационной практике библиотеки. Приоритетным направлением деятельности университетской библиотеки становится использование собственных и внешних ресурсов на традиционных и електронных носителях для информационного обеспечения учебного процесса. Сейчас остро встал вопрос о необходимости разработки теоретико-методичеких моделей управленния информационными ресурсами вузовской библиотеки. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи : • Осуществить комплексный анализ состояния управления информационными ресурсами вуза. • Провести анализ структуры и содержания информационных потребностей пользователей университетской библиотеки. • Определить специфику информационно-коммуникативной деятельности профессорско-преподавательского состава. • Разработать и реализовать концептуальную модель управления информационными ресурсами библиотеки. Освоение на практике модели управления информационными ресурсами в библиотеке вуза позволяет достигнуть: • Обеспечение доступа пользователей к большим объемам информационных ресурсов, которые есть как в библиотеке вуза, так и в сетях Internet и hrtamet, при работе в библиотеке. • Обеспечение свободного и широкого доступа к информационным ресурсам библиотеки из локальной компьютерной сети университета (из компьютерного центра вуза, учебных аудиторий и лабораторий). • Возможность обучения пользователей библиотеки основам информационной культуры и телекоммуникационных технологий. • Создание информационных ресурсов и телекоммуникационной среды в библиотеке университета для поддержки дистанционного образования. • Предоставление отдаленного доступа к базам данных библиотеки и университета пользователям, которые обслуживают учебный процесс. Одна из задач управления - достижение взаимодействия между библиотекой и компьютерными службами университета путем установления более тесных контактов между работниками этих служб и студентами, по мере того, как они все больше используют информацию, которая сохраняется и передается электронным путем. Сейчас, активно используя автоматизированные технологии, в Технологическом университете Подолье: • преподаватели могут влиять на решение относительно содержания информационных услуг, предлагаемых библиотекой; • библиотека, которая активно использует электронные ресурсы (как собственные так и заимствованные, в частности, доступ к базам данных компаний EBSCO, Springer та Blackwell Publishers ) играет значительную роль в процессе обучения и преподавания; • преподаватели университета и сотрудники библиотеки могут влиять на информационно-поисковое поведение студентов; • библиотека предоставляет платформу для распространения списков литературы, курсов лекций, экзаменационных работ, тестов и т.д. • обеспечен доступ пользователей к большим объемам информации в Internet (библиотека имеет собственный канал с пропускной способностью 64 мбт/с); • обеспечена возможность обучения студентов университета основам телекоммуникационных технологий ( электронная почта, поиск информации в базах данных библиотеки, поиск информации на разного рода серверах в Internet), в частности, с первокурсниками в стенах библиотеки проводятся практические занятия по информационной культуре, для облегчения поиска в международной информационной среде создаються навигаторы Internet-ресурсов по профилю университета. Большенство информационных систем относятся к сложным динамическим системам, которые функционируют в условиях непрерывных изменений. Структура информационной системы конкретизируется с учетом условий и требований практики для успешного управления любой информацией. Поэтому в каждой библиотеке вуза должна создаваться информационная система, которая оперирует совокупностью знаний, которые отображают состояние и динимику функционирования объекта, который она обслуживает. Такая система охватывает всю информацию, технические и организационные методы ее обработки. Управление такой системой складывается в целесообразной реакции на все внешние изменения. Процесс управления есть не что иное, как упорядочение системы. Интересный пример управления информационными ресурсами (комплексный подход) приводится в книге "Библиотека. Население. Информация. Опыт публичных библиотек США" [З]. Отображена система информационного обслуживания городской публичной библиотеки Колумбуса США, которая включает: • систему справочного информирования; • корпоративный электронный каталог; • электронный заказ и резервирование литературы; • автоматизированое оповещение читателей и доставка заказаного материала с использованием телефонной системы Метролайн. Проблема доступа к электронным ресурсам в системе высшего образования возникла сразу же после появления этих ресурсов. Решение этой проблемы стало еще острее, когда пользователи начали самостоятельно использовать ресурсы. В современной литературе существует значительное число обзорных отчетов по менеджменту доступа пользователей информационными ресурсами библиотек вузов [5],[6],[7]. Для електронных информационных ресурсов существует специфическая проблема, которая отсутствует для использования традиционных источников информации!'; аутентификация и санкционирование доступа к ресурсам. К этим проблемам добавляется вопрос, связанный с организацией процесса аутентификации и санкционирования на общеуниверситетском уровне. Происходит структурная перестройка отделов, смена ролей и обязанностей сотрудников библиотеки. Внедрение новых информационных технологий требует от всех осмысленного понятия структуры и функций всей системы, в которую объединены все виды информационных ресурсов в библиотеке, четкого распределения обязанностей и зон ответственности, наличие информации о состоянии системы в целом и ее компонентов (книжного фонда, электронных ресурсов и др.), о задачах, для которых предназначена система. Характерным примером взаимодействия различных структурных подразделений библиотеки Технологического университета Подолья является електронная база данных обеспечения учебного процесса литературой ( в традиционном карточном варианте - это картотека книгообеспечения). В формировании данной базы принимают участие 3 отдела библиотеки: отдел автоматизации библиотечных процессов, отдел комплектования и отдел каталогизации и научной обработки литературы. Используют данную базу в работе все структурные подразделения библиотеки, деканаты и кафедры университета. База данных "Книгобеспечение учебного процесса" состоит из 3-х взаимосвязанных, и в то же время автономных, баз данных: учебных дисциплин, количество групп и студентов, библиографической базы учебных пособий, методических материаллов и т.п. База данных "Учебные дисциплины" поддерживается отделом каталогизации. В соответствии с приказом ректора по университету все кафедры и другие учебные подразделения предоставляют в начале каждого нового учебного года перечень дисциплин, по которым ведется преподавание. На 1.04.2003 года в этой базе - 672 записи. База представляет собой 3-х уровневую структуру: факультеты —> кафедры —> учебные дисциплины и создается в АИБС "УФД.Библиотека". При внесении записи в електронный каталог каталогизатор определяет, для преподавания какой (или каких) учебных дисциплин предназначена книга, методическое пособие, CD -ROM и пр. (только для учебной литературы). В поле темы заносится соответствующая дисциплина (или дисциплины) Например: Учебник Гитман Л.Д., Джонк М.Д. "Основы инвестирования" необходим для 2-х учебных дисциплин: основы инвестирования и управление инвестициями. В свою очередь, по учебной дисциплине "управление инвестициями" в библиотеке есть на данный момент 20 названий документов. Программистом отдела автоматизации с применением оболочки Microsoft Access формируется база данных "Книгообеспечение учебного процесса", с использованием данных о учебных дисциплинах и учебной литературе, которые вносит в АИБС отдел каталогизации методом конвертирования из "УФД.Библиотека". В соответсвии с вышеупомянутым приказом деканаты всех факультетов университета предоставляют список групп с количеством студентов, которым читается данная дисциплина. Обработкой этих данных занимается отдел комплектования, вносит их в БД "Книгообеспечение учебного процесса" После проставления количества студентов в соответсвующих графах (1 или 2 семестр) программа автоматически подсчитывает коэффициент книгообеспечения. Результаты можно вывести на печать. Данные из БД "Книгообеспечение учебного процесса" используються: 1. Для анализа обеспечения литературой учебного процесса в университете как библиотечными специалистами, так и преподавателями вуза. 2. Для оперативного решения вопросов по первоочередному комплектованию фондов библиотеки литературой, спрос на которую явно превышает предложение. 3. Для передачи неиспользуемых фондов из отделов обслуживания в отдел книгохранения и далее в обменный фонд. (Ознакомиться с БД можно в любом структурном подразделении библиотеки, т.к. имеется сетевой вариант с грифом "для чтения". Постоянными потребителями данной информации являются преподаватели университета. Она незаменима при подготовке специальности или вуза в целом к аккредитации. В мае 2002 года проводился комплексный анализ книгообеспечения всех выпускающих специальностей университета с использованием БД "Книго-обеспечение учебного процесса". Результаты проведенной работы были заслушаны на ученом совете вуза. На основе полученных данных и анализа к ним было принято решение об увеличении асигнований на приобретение учебной литературы в 2003 году почти в 2 раза. Следующим примером взаимодействия может служить использование в системе информационного обслуживания полнотекстовой базы данных по украинскому законодательству "Ли-га.Закон". Обслуживает данную базу отдел автоматизации, им же разработана инструкция для пользователей. Само обслуживание читателей, консультации и т.п. ведет информационно-библиографический отдел в електронном читальном зале. Так же одно рабочее место организовано библиотекой на кафедре права, что очень удобно для преподавателей и аспирантов. Сэкономлены материальные ресурсы: используется место только на одном библиотечном сервере, сотрудники кафедры права не отвлекаются на обслуживание базы. Применение новых технологий в бибилотеке Технологического университета Подолья достигло такого уровня, когда без тесного взаимодействия всех ее структурных подразделений уже невозможно качественное предоставление информационных услуг пользователям. И разработка модели управления, над которой ведет работу коллектив, является необходимым условием дальнейшего внедрения и использования информационных технологий в работе библиотеки и университета в целом. |
||||
|